Основы антикризисного управления организацией

Воздействие неблагоприятных факторов внешней среды и внутренние ошибки, допущенные при планировании финансово-хозяйственной деятельности, управлении социально-экономическими системами, могут привести предприятие к кризису. Чтобы избежать банкротства и ликвидации, и вывести хозяйствующий субъект из критической ситуации, руководство применяет определённые меры, направленные на его «оздоровление». Этот процесс получил название «антикризисное управление предприятием» (АКУ). В этой статье будет рассказано о том, какие формы, методы и процедуры используются в рамках этого процесса.

Антикризисное управление предприятием

Содержание:

Факторы, влияющие на экономическое состояние предприятия

Причины, по которым бизнес может прийти в упадок, следует разбить на две категории: внутренние и внешние.

Первая группа – это факторы, которые зависят от деятельности самого хозяйствующего субъекта, в роли которого может выступать как организация, так и индивидуальный предприниматель. К ней относятся: непрофессиональный менеджмент, незнание рыночной обстановки, изношенное оборудование, малая производительность труда, повышенные расходы предприятия, низкая конкурентоспособность продукции и другие управленческие и производственные факторы.

Внешние причины возникновения критических ситуаций на предприятии

Ко второй группе относят условия, которые не зависят от деятельности субъекта. Это увеличение инфляции, несовершенство системы налогообложения, уменьшение уровня платежеспособности населения, обострение внешне- и внутриполитической ситуации и т. д. К сведению, факторы внутренней и внешней среды, а также возможности и угрозы, которые они несут, изучаются в рамках swot-анализа (см. свот-анализ предприятия пример).

Типичная проблема современных компаний, из-за которой чаще всего возникают критические ситуации, это неэффективное управление. Характерная картина такова: в финансово-хозяйственной деятельности субъекта отсутствует генеральный план действий (стратегия), ставятся только краткосрочные цели, нет ориентации на долгосрочные результаты. Зачастую не учитывается рыночная конъюнктура. Управленческий состав не обладает необходимым опытом и имеет низкую квалификацию, при этом не несёт практически никакой ответственности перед собственниками бизнеса за итоги принимаемых решений и в целом за результат деятельности компании.

курс ленивого инвестора Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Фазы кризисных процессов

В экономической теории существует несколько моделей разделения кризиса на определённые стадии по тем или иным критериям, например по потенциалу достижения успеха или по внутренней эффективности предприятия.

Одним из наиболее удобных вариантов является разделение кризисных процессов на фазы по Финку. Он проводит аналогию между кризисом бизнеса и болезнью человека, выделяя при этом следующие фазы:

  • предварительная;
  • острая;
  • хроническая;
  • фаза разрешения.

Первая стадия часто проходит в скрытой форме. Каковы её основные признаки? Это может быть уменьшение показателя прибыли, снижение рентабельности. Эти обстоятельства должны послужить сигналом (предупреждением) о том, что необходимо применить определённые методы антикризисного управления, например, изменить структуру компании, сократить управленческий аппарат и т. д.

Важно! Если на этой стадии не предпринять никаких действий, то переход к следующей фазе – острой – обеспечен. Причём острый кризис может возникнуть неожиданно и оказаться непреодолимым.

Острая фаза характеризуется тем, что критическую ситуацию уже нельзя развернуть, предотвратить. Ущерб уже нанесён, и в задачи антикризисного управления на этой стадии входит проведение комплекса организационных и финансово-экономических мероприятий, которые смогут свести его к минимуму (изменение формы собственности, организационно-правовой формы, реструктуризация производства и т. д.).

Фаза хронического кризиса характеризуется отсутствием у компании резервных фондов, острой нехваткой собственных средств, значительным сокращением производства. Жизненный цикл многих хозяйствующих субъектов оканчивается именно этой фазой.

Чтобы избежать кризиса ликвидности (невозможности продажи активов по рыночной цене) и банкротства, на этой стадии необходимо принимать экстренные меры. Один из возможных механизмов антикризисного управления в этом случае – это реализация части материально-производственных запасов по цене ниже себестоимости.

Стадии кризиса по Финку

Последняя фаза – разрешение кризисной ситуации. Она представляет собой результат действий, предпринимавшихся на предыдущих стадиях. Переход к этой фазе и является основной целью антикризисного управления.

Порядок составления бизнес-планаПолезно прочитать, каков порядок составления бизнес-плана. Подробная инструкция самостоятельного написания проекта.

На заметку: что такое канва бизнес-модели, и как она работает.

Основы АКУ

Важным компонентом теории антикризисного управления являются её функции. Под функциями в этом случае понимаются виды деятельности, направленные на решение тех или иных задач в зависимости от стадии кризиса (предкризисное управление, управление в условиях кризиса, минимизация ущерба и т. д.).

Критические явления в деятельности хозяйствующего субъекта можно предвидеть и смягчать, к ним следует правильно готовиться. На этом постулате основываются принципы антикризисного управления:

  • непрерывный мониторинг финансово-экономического состояния фирмы – раннее распознавание негативных явлений поможет своевременно принять меры по их нейтрализации;
  • оперативное реагирование руководства компании на кризисные процессы – чем быстрее принимаются меры, тем больше возможностей стабилизировать ситуацию и восстановить нормальное функционирование;
  • объективная оценка степени угрозы – принятие некоторых антикризисных мер сопряжено с расходами и потерями, которые могут быть оправданы только в том случае, если существует реальная угроза упадка;
  • максимальное использование внутренних ресурсов предприятия для вывода его из критического состояния.

Важную роль в период кризиса играет стратегия управления. Стратегия разрабатывается с учётом проблем выхода из критической ситуации, связанных с ликвидацией причин её возникновения.

Стратегия и тактика

Стратегия вывода предприятия из кризиса разрабатывается с учётом того, в чьих интересах проводится АКУ. Выделяют два вида антикризисного управления: первый связан с интересами менеджеров и собственников бизнеса, второй – с интересами кредиторов компании.

На первом этапе стратегического планирования проводится комплексный анализ факторов внутренней и внешней среды. Из них выделяются наиболее значимые для предприятия, и по каждому фактору собирается информация. Выясняются причины возникновения кризиса.

Далее собранная информация обобщается, и специалистами разрабатывается несколько сценариев дальнейшего развития ситуации. Эксперты определяют ход экономических процессов в будущем, составляют прогнозы, оценивают возможные результаты принятия тех или иных мер.

Следующим шагом является внесение корректив в миссию компании, задающую общие ориентиры её функционирования, и в её цели, определяющие конкретные состояния отдельных показателей, на достижение которых направлена её хозяйственная деятельность.

Стратегия и тактика антикризисного управления

На третьем этапе формулируются различные варианты решения проблем, и выбирается одна из следующих стратегий:

  • стабильности (упрочнение позиций);
  • роста (выход на новые рынки);
  • сокращения (частичная или полная продажа нерентабельного бизнеса);
  • функциональная (укрепление и развитие одного из ключевых аспектов деятельности);
  • выживание (уход от действовавших способов ведения бизнеса и адаптация к существующей рыночной конъюнктуре).

Следующим после определения стратегии этапом антикризисного управления является выбор конкурентного поведения и формирование тактики.

Конкурентное поведение – это комплекс мер, предпринимаемых рыночным субъектом в отношении основных конкурентов, ориентированный на достижение деловых целей.

Действия фирмы, в зависимости от выбранной стратегии, могут носить креативный, приспособленческий или преимущественный характер. В первом случае создаётся новый товар или услуга с уникальными потребительскими свойствами. Во втором – выбирается отдельный сегмент рынка, и всё внимание уделяется определённой целевой группе. В третьем – принимаются меры по сохранению достигнутого положения за счёт уменьшения цен, сокращаются издержки на качество объекта деятельности.

В состав тактических мероприятий могут входить: уменьшение расходов, сокращение штата сотрудников, закрытие представительств компании, остановка нерентабельных производств, ликвидация затратных объектов, привлечение кредитных средств (см. кредит на развитие бизнеса: как получить) и т. д.

От чего зависит результат АКУ

На эффективность антикризисного управления оказывает влияние целый ряд факторов. Это и профессионализм АКУ, и искусство управленцев, и оперативность принятия решений, и качество стабилизационной программы, и некоторые другие факторы.

При подготовке менеджеров на предприятии следует уделять особое внимание развитию навыков управления в кризисных ситуациях. Конечные результаты работы во многом будут зависеть от их профессионализма.

Однако во многих ситуациях возможность восстановления нормального функционирования предприятия зависит ещё и от искусства управленцев. Поэтому рекомендуется проводить психологическое тестирование среди управляющего персонала и отбирать кадры, обладающие лидерскими качествами, которые способны держать ситуацию под контролем, оперативно реагировать на изменения, принимать решения в экстремальных ситуациях.

Важно! Необходимо создавать и осваивать алгоритмы принятия рисковых решений. Кроме этого, нужно анализировать текущую ситуацию, составлять прогнозы, соблюдая научный подход. То есть, прогнозирование должно опираться на достоверный, объективный, научно обоснованный анализ.

Важным фактором является и корпоративность – сплочённость сотрудников, объединение их общими интересами, понимание ими целей компании и стремление работать вместе над их достижением.

Инновационные процессы

Любой бизнес достигает успеха только в том случае, если он ориентирован на постоянное развитие. Предприятие, не осваивающее новые технологии, не заинтересованное в улучшении качества продукта (товара, работы или услуги), рано или поздно теряет свои позиции на рынке, лишается значительной части потребителей, а вместе с ними – и прибыли.

Механизмы антикризисного управления

Инновации играют важную роль в системе антикризисного управления. Какие нововведения могут способствовать предотвращению неблагоприятных последствий в предкризисной ситуации и скорейшему выводу предприятия из кризиса:

  • создание нового продукта, до этого незнакомого потребителям (см. стартап: проекты, идеи) или нового свойства уже известного продукта;
  • использование новых способов производства продукции;
  • применение новых методов управления;
  • внедрение на новые рынки сбыта;
  • выход на новые источники сырья;
  • реорганизация предприятия и т. д.

При разработке инноваций в АКУ всегда играют роль срок их окупаемости, сложность их проектирования и реализации. Если оценивать приведённые новшества по этим критериям, то самыми доступными из всех будут процессные инновации – нововведения в производственных, информационных, логистических процессах. Они направлены на сокращение издержек и повышение качества работы.

Средними по объёму затрат и сроку окупаемости являются продуктовые инновации – связанные с созданием новых товаров и услуг. Они играют ключевую роль в реализации системы АКУ.

Самыми капиталоёмкими считаются нововведения, предполагающие внесение изменений в основные факторы функционирования компании – реорганизация системы управления, производства, перераспределение ресурсов.

Анализ фирм-конкурентовПолезно прочитать, как оформить коммерческое предложение. Обязательные требования к обращению и способы его составления.

На заметку: зачем нужен анализ фирм-конкурентов, и как правильно его провести.

Всё о том, где и как найти партнёра по бизнесу. Виды сотрудничества и порядок оформления отношений, действенные способы поиска компаньонов.

Заключение

Какой бы успешной ни была деятельность предприятия, его руководству необходимо постоянно отслеживать и анализировать факторы внешней и внутренней среды, чтобы держать ситуацию под контролем. Гибкость управления, готовность к оперативным действиям, своевременность принятия стратегических решений в предкризисный период поможет не только предотвратить неблагоприятные последствия, но использовать ситуацию в достижении определённых деловых целей.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
© Мир бизнеса 2015 - 2018. При копировании информации с портала обязательна активная ссылка на mir-biz.ru. Условия использования