Как построить бизнес-модель «Канвас»

Бизнес-модель «Канвас» – часть концепции, в рамках которой основной ориентир для предпринимателя при построении бизнеса – не продукт, а потребитель (название концепции – «customer development»). Основная задача бизнеса, нацеленного на клиента – решить какую-то проблему этого клиента и получить свою плату за работу. Альтернатива этой системе – нацеленность бизнеса на выпуск продукта. В рамках концепции важности продукта предприниматель решает выпустить на рынок товар, а потом привлекать покупателей. Анализ того, какая концепция хуже, а какая лучше, не входит в тему этой статьи, но заметим, что бизнес-идеи «customer development» в последнее время массово внедряются буквально на всех рынках. Поэтому, если предприниматель планирует стартовать с собственным проектом, то сведения о построении модели «Канвас» ему просто необходимы.

Бизнес-модель "Канвас"

Содержание:

Что такое бизнес-модель «Канвас», и как ею пользоваться

Бизнес-модель «Канвас» – трафарет для структурирования бизнес-информации в систему взаимосвязанных блоков. Фактически это инструмент визуализации бизнес-идеи, который используется для анализа и контроля ситуации, а также для презентации предпринимательской идеи сотрудникам или третьим лицам.

Шаблон канвы был разработан в 2009 году швейцарским бизнес-аналитиком Остервальдом, и с того времени он применяется под названием «business model Canvas».

Чтобы заполнить канву бизнес-модели, предпринимателю необходимо последовательно ответить на пять основных вопросов:

  • кто покупатель;
  • что продаём;
  • как торгуем;
  • как формируется доход;
  • как распределяются затраты.

Односложные ответы не дадут полной картины воплощения бизнес-идеи. Поэтому, в рамках предложенной канвы есть отправные точки, позволяющие максимально раскрыть содержание каждого информационного блока.

Шаблон канвы

В таблице прослеживается взаимосвязь, на базе которой можно пронумеровать инфоблоки:

  • 1 блок – характеристика сегмента потребителей;
  • 2 блок – описание проблемы клиента, которую необходимо решить (ключевая ценность);
  • 3 блок – каналы, по которым будет обеспечиваться доступ покупателей к товару;
  • 4 блок – принципы построения взаимоотношений с покупателями;
  • 5 блок – данные о формировании потоков доходов;
  • 6 блок – анализ ресурсов, необходимых для создания продукта;
  • 7 блок – характеристика действий, направленных на получение дохода;
  • 8 блок – характеристика основных партнёров;
  • 9 блок – распределение и характеристика затрат.

Взаимосвязь, приведённая выше, характерна для классической бизнес-модели «Канвас». Но это не значит, что она единственная, на сегодняшний день есть много модификаций «Канвас», которые создаются под конкретные идеи и стартапы.

Как составить бизнес-план самомуПолезно прочитать, как составить бизнес-план самому. Всё о том, что нужно включить в его содержание, и как избежать распространённых ошибок.

Почему так важно знать сильные и слабые стороны предприятия? Как оценить возможности и угрозы внешней среды? Ответы на эти и другие вопросы здесь: для чего нужен свот-анализ

курс ленивого инвестора Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Как анализировать своего клиента

Для начала необходимо выписать основные признаки своего клиента, на базе которых его можно типизировать. Блок с характеристикой клиентов может включать несколько разных типов потребителей.

Также в этом инфоблоке должны быть указаны рынки, на которые предприниматель хочет выходить со своим продуктом: массовые, отраслевые и т. д.

Конечно, сразу охватить все рынки невозможно, поэтому для начала следует сконцентрироваться на одном-двух.

Как определить потребительскую ценность своего продукта

В рамках концепции, ориентированной на потребителя, продукт должен решать проблему клиентов предприятия. Как определить эту проблему, и как найти её решение? Эта ключевая информация содержится во втором инфоблоке. Оцениваются такие основные параметры будущего продукта, как:

  • свежесть и актуальность идеи (см. актуальные идеи для малого бизнеса);
  • эффективность и полезность товара;
  • адаптивные качества и параметры взаимосвязи с сопутствующими элементами данного рынка;
  • доступность, экономичность и надёжность.

Это универсальные параметры. Для узконаправленных рынков могут применяться дополнительные оценки.

Взаимоотношения с клиентами и каналы сбыта

В этом разделе макета бизнес-модели «Канвас», предприниматель даёт характеристику путей и способов реализации продукта. Наиболее привычные для современно рынка – собственные продажи через отделы сбыта и магазины.

Для расширения рынка также может использоваться интернет-торговля, оптовая торговля, сотрудничество по партнёрским программам. Полезно прочитать про заработок на дропшиппинге.

Результат этих взаимоотношений – достижение одной из трёх целей: приобретение новых клиентов, их удержание и увеличение продаж на каждом из них. Решить сразу три этих задачи невозможно, необходимо поэтапно работать над достижением каждого промежуточного результата.

Формирование доходной части

В инфоблоке, посвящённом доходам, должны быть исследованы все возможные пути формирования финансовых потоков от клиентов в казну предприятия. Даже у обычного торгового предприятия есть ряд альтернативных возможностей для увеличения доходной части за счёт расширения бизнес-предложения.

К таким неочевидным доходам можно отнести аренду, дополнительные услуги, подписку, посредничество (см., как заработать на посредничестве). Каждый вид дохода должен быть в пределах инфоблока схематично конкретизирован. Кроме того, необходимо спрогнозировать процент его участия в общем объёме доходов по предприятию.

В следующем видео общая характеристика идеи:

Характеристика деятельности и необходимые ресурсы

Два блока, по которым можно будет оценить фронт предстоящих работ по созданию продукта, а также количество и стоимость ресурсов, необходимых на реализацию идеи.

Блоки заполняются исходя из иерархии: от основного бизнес-процесса к его детализации, от значительных расходов к более мелким.

Кроме финансовых ресурсов, в этом инфоблоке оцениваются интеллектуальные, трудовые и материальные вложения, которые потребуются для каждого бизнес-процесса.

Работа с партнёрами

Формирование групп ключевых партнёров для достижения поставленных целей – вот задача данного блока. Здесь указываются все те компании, услугами и товарами которых должен будет пользоваться предприниматель, чтобы создать и вывести на рынок свой продукт. Полезно прочитать, как найти партнёра для бизнеса.

Желательно в этом разделе макета указать основы стратегии работы с компаньонами, аргументы для получения выгодных контрактов и перспективных условий. Как бизнесмен будет доказывать партнёрам, что сотрудничество выгодно для всех?

Структура предполагаемых затрат

Также расписывается по иерархическому принципу. В начале идут основные издержки, далее – вспомогательные.

Кроме того, эту часть таблицы необходимо разделить на три основных графы: постоянные, периодические и разовые затраты.

Бизнес-идеи для начинающих с нуляЭто интересно: какая ниша в бизнесе не занята. Самые свежие коммерческие идеи и нестандартные способы заработка.

В копилку молодым предпринимателям: бизнес-идеи для начинающих с нуля.

Полезно узнать, какой бизнес выгоден востребован и перспективен. Новые идеи для разных направлений предпринимательской деятельности.

Заключение

Несмотря на то, что первый взгляд на шаблон-канву бизнес-модели может любого привести в лёгкое замешательство (объём информации и необходимость её структурирования кажутся тяжёлой задачей) уже на начальных этапах работы с этой бизнес-моделью становятся очевидными её плюсы и преимущества. Самостоятельно собрав информацию для всех инфоблоков и проанализировав результат, предприниматель сможет убедиться в её логичности, последовательности и большом потенциале для периодического анализа бизнес-начинания.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
© Мир бизнеса 2015 - 2017. При копировании информации с портала обязательна активная ссылка на mir-biz.ru. Условия использования