Схемы минимизации финансовых рисков для небольшого предприятия

Риск – базовый принцип предпринимательства. Без риска невозможно заработать. Бизнесмен принимает решение, тратит ресурсы для его выполнения и только после получает результат. Будет это прибыль или убытки (отрицательная чистая прибыль), — на этапе принятия решения спрогнозировать сложно. Но можно предсказать возможные варианты. Именно для минимизации риска потерь в результате хозяйственной операции и была сформирована система определения финансовых рисков предприятия и методика работы с ними.

Финансовые риски предприятия

Содержание:

Что такое финансовый риск

Финансовые риски предприятия – действие обстоятельств, в результате которых предприниматель может потерять свои ресурсы при совершении финансовых сделок (кредитов, депозитов и т. д.), а также в результате общего или отраслевого ухудшения финансового рынка (экономическая стагнация, инфляция, колебание курса валют и т. д.).

Кроме финансовых рисков есть еще юридические, производственные, коммерческие и другие.

Финансовый риск — это не что-то иллюзорное и призрачное, а вполне логичный результат развития цепи событий в определённых обстоятельствах. Если проследить взаимосвязь этих трёх элементов: события, обстоятельства и результат, то почти всегда становится ясно, что при сложившихся обстоятельствах негативный результат – обоснованная закономерность, и иначе вряд ли могло быть.

Именно поэтому, планируя хозяйственную операцию либо составляя план работы предприятия на определенный период, предприниматель с целью минимизации финансовых рисков обязан:

  • проанализировать финансовую отчётность предприятия, что даст достоверную картину обстоятельств, в которых придётся работать;
  • выявить факторы (риски), которые могут повлиять на успешность операций;
  • сформулировать промежуточные и основные задачи для бизнеса на рабочий период с учётом воздействия негативных факторов;
  • определить отчётные даты для корректировки планов;
  • спроектировать конкретный результат с учётом воздействия финансовых рисков.

К сожалению, экономисты-теоретики ещё не разработали для предпринимателей систему оценки финансовых рисков в процентах, сверившись с которой можно было бы сказать, что игнорирование риска А уменьшит результат от операции на 10%, риска Б – на 5% и т. д. Но, внимательно анализируя свою деятельность и её результаты, коммерсант и сам в скором времени сможет точно распознавать степень опасности тех или иных факторов для своего бизнеса.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудитПолезно прочитать, зачем нужны внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит на предприятии. Этапы проведения контрольных мероприятий и оценка результатов.

На заметку: эффективные механизмы антикризисного управления организацией.

курс ленивого инвестора Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Виды финансовых рисков

Всего в системе финансовых рисков выделяют 7 основных видов:

  • использование в предпринимательской деятельности большого процента заёмных средств – риск отсутствия финансовой устойчивости предприятия (с этим обстоятельством связан процентный риск);
  • невысокая стоимость оборотных активов — риск неплатежеспособности;
  • чрезмерная активность инвестирования (предприятие много вкладывает в разработку и становление новых проектов, забывая развивать основные доходные направления);
  • повышение стоимости импортного сырья, полуфабрикатов, запчастей и т. д. из-за колебания курса валют — валютный риск;
  • введение новых налогов, пошлин, сборов – налоговый риск (см., как поменять систему налогообложения для ООО);
  • невозврат банком депозитов – депозитный риск;
  • проблемная задолженность клиентов – кредитный риск.

Кроме предметной классификации финансовых рисков предприятия, есть и другие. Например, по сфере возникновения — внешние/внутренние, по отношению к личности предпринимателя — субъективные/объективные, по степени допустимости — минимальные/повышенные/критические и т. д.

Классификация финансовых рисков предприятия

При оценке финансового состояния предприятия и при определении рисков банкротства рассматриваются все основные факторы, спровоцировавшие текущее положение в структуре активов и пассивов компании.

Полезно узнать, какой бизнес актуален в кризис.

Методы оценки финансовых рисков

Чтобы выявить степень риска, в первую очередь необходимо определить ожидаемый результат, уровень его изменчивости и факторы, обуславливающие эту изменчивость. Определить эти показатели можно с использованием статистических и аналитических методов. Полезно узнать, для чего нужен свот-анализ.

Статистические методы управления финансовыми рисками предприятия основываются на исследовании показателей прошлых периодов. Плюс этого подхода в том, что предприниматель оперирует фактическими показателями, которые в своё время формировались при похожих условиях хозяйствования. Минус – высокая вероятность искажения данных, подлога и ошибок.

Основной показатель, который можно получить при использовании статистического метода, – вероятность события в процентном соотношении. Например, при исследовании операций поставки конфет «Мишка на Севере» в розничную сеть Подмосковья, было установлено, что 70% операций – прибыльные, 30% — убыточные. Следовательно, вероятность получения прибыли от следующих сделок – 70/30.

Аналитические методы – наложение математических моделей на схемы реализации финансовых проектов. Этими методами пользуются кризисные менеджеры, и с их помощью точно определяют исходные данные, способные обеспечить положительный результат для будущих операций.

К аналитическим методам оценки финансовых рисков предприятия относятся:

  • анализ чувствительности;
  • корректировка норм дисконта;
  • выявление достоверных эквивалентов и т. д.

Наиболее распространенный способ выявления рисков в западной экономике — метод экспертных оценок. Суть его в том, что если собственники предприятия хотят вывести компанию на новый уровень, они нанимают экспертов аналитиков, которые изучают исходные данные и, основываясь на них, выстраивают новую стратегию развития для фирмы с учётом всех существующих рисков.

Оптимизация финансовых рисков

Управление финансовыми рисками предприятия всегда начинается с оценки финансовой отчётности за последние несколько лет работы (не менее трёх). Какая бы дополнительная аналитическая деятельность не велась на фирме, но нужную информацию даёт только фин. отчётность, составленная по международным стандартам.

Управление финансовыми рисками предприятия

И ещё, управление финансовыми рисками – это отдельный производственный процесс, который должен иметь свою логику. Для этого перед запуском системы регулирования необходимо:

  • определить цели управления (рост конкурентоспособности, участие в новых проектах, снижение финансовых потерь и т. д.);
  • выделить ключевые риски;
  • выбрать методику оценки рисков;
  • создать организационно-управленческую систему контроля данных рисков;
  • разработать решения, которые смогут обеспечить снижение ФР.

Формирование на предприятии службы оценки и управления рисками должно проводиться администрацией при согласовании с собственниками.

Способы снижения финансовых рисков предприятия:

  • назначение лица, ответственного за работу с рисками;
  • организация системы мониторинга и регистрации ФР;
  • разработка и введение дополнительных отчётов о действии текущих ФР;
  • хеджирование сделок (компенсация убыточных операций прибыльными), страхование и т. д.

Если такая работа не даст результата, значит, есть проблемы с достоверностью финансовой отчётности, и следующий этап нужно начинать именно с выяснения этого обстоятельства.

Проведение внеплановой инвентаризацииПолезно прочитать, почему так важен анализ ближайших конкурентов. Методики анализа, изучение ассортимента, оценка рекламной активности.

На заметку: чем может быть обосновано проведение внеплановой инвентаризации, и как правильно его оформить.

Подробно о том, как осуществляется расчёт переменных и постоянных затрат.

Заключение

В среднем небольшое предприятие, которое приняло решение наладить работу по управлению рисками, затратит на реализацию этой идеи до 300 000 рублей. В эту сумму входит аудиторская проверка, работа кризис-менеджера и юриста. Отдача – увеличение инвестиционной привлекательности до 30% за первый год и дальнейшее стабильное развитие компании.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
© Мир бизнеса 2015 - 2018. При копировании информации с портала обязательна активная ссылка на mir-biz.ru. Условия использования