Как составить качественный бизнес-план

Любой бизнес начинается с идеи. Но сама по себя идея, какой бы интересной она ни казалась, не даст никаких результатов, если не составить программу по её воплощению в жизнь и не начать действовать. Наметить ход своих действий для достижения желаемых результатов, рассчитать потребность в тех или иных ресурсах и определить эффективность их использования – вот что необходимо сделать будущему бизнесмену перед тем, как открыть своё дело. В этой статье содержится подробная инструкция составления бизнес-плана (БП). Она будет полезна как начинающим, так и действующим предпринимателям, ведь любой развивающийся проект должен иметь план реализации поставленных целей.

Что такое бизнес-план

Содержание:

Базовые принципы бизнес-планирования

Бизнес-план – это программа, которая создаётся для конкретного субъекта коммерческой деятельности с учётом условий, в которых он будет функционировать. Это руководство, включающее последовательность экономически-значимых действий и хозяйственных операций с описанием сроков их выполнения.

Основная цель составления бизнес-плана заключается в том, чтобы обеспечить предприятию возможность максимально эффективного использования ресурсов для получения прибыли. Однако этот документ необходим не только для внутреннего использования. В большинстве случаев БП выполняет и другие цели: служит средством убеждения в целесообразности предоставления денежных средств для инвесторов, кредиторов и грантодателей. Полезно прочитать, как выиграть грант на открытие бизнеса.

Цель составления бизнес-плана

Порядок составления бизнес-плана «для себя» и «для инвестора» несколько отличается. Почему? Потому что, когда предприниматель составляет программу для успешной реализации собственного проекта, он делает это с учётом имеющихся у него средств, например, оргтехники, автомобиля, какого-либо оборудования, пусть даже не нового.

Бизнес-план же «для инвестора» должен быть написан стройно и красиво, включать подробные сметы, чтобы ему было легче разобраться в целесообразности использования его денег и оценить возвратность вложений. Желательно дополнить такой документ хорошей компьютерной презентацией.

Чтобы составить конкурентоспособный бизнес-план, нужно:

  • узнать уровень, на котором находится проект в текущий момент – точку «А»;
  • представлять конечную цель, определить уровень, которого хочется достичь – точку «Б»;
  • понять, какие действия и шаги приведут предпринимателя из точки «А» в точку «Б».

Задачи, которые следует решить при составлении БП, следующие:

  • наметить цели проекта и перспективы его развития;
  • определить целевую группу и сегмент рынка, в котором компания будет действовать;
  • выбрать виды деятельности, сформировать ассортимент, разработать ценовую политику;
  • выяснить, с какими сложностями может столкнуться компания при выполнении поставленных целей, составить программу минимизации рисков;
  • определить стоимость проекта, необходимость в привлечении дополнительных средств, сроки окупаемости.

Прежде чем приступать к планированию деятельности, предпринимателю предстоит разобраться в некоторых вопросах. В первую очередь, он должен иметь хорошее представление о своём продукте (товаре или услуге). Сюда входят стоимость производства или закупки, цена реализации, наличие конкуренции, возможности рынка.

Также необходимо обрисовать процесс организации продаж: сколько продавцов понадобится, какая нужна реклама, сколько стоят услуги посреднических организаций, к которым придётся обращаться и т. д.

При составлении модели важно выделить информацию об объектах, которые будут использоваться для извлечения прибыли – об активах и основных средствах компании. Не всегда целесообразно строить новые помещения, приобретать оборудование. В некоторых случаях для малого бизнеса гораздо выгоднее арендовать средства производства и необходимые площади.

Ещё один важный момент – налоговое окружение. От применяемой системы налогообложения зависят затраты на налоговые отчисления и объём отчётности. Правильно подобранный налоговый режим существенно сэкономит расходы бизнеса на расчёты с бюджетом. Полезно узнать, какая система налогообложения лучше для ООО.

курс ленивого инвестора Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Структура бизнес-плана

Единых правил составления бизнес-плана не существует, как не существует и общепринятой структуры документа. Наличие тех или иных глав и их последовательность определяются автором самостоятельно. Однако специалистами в области экономического планирования был разработан оптимальный вариант структуры бизнес-плана, которым может воспользоваться каждый предприниматель, взяв его за основу.

Титульный лист

Здесь размещаются основные выходные сведения, включая наименование проекта, название и контактные данные компании, информацию об авторе-разработчике, дату составления.

Допускается на этом листе отражать отдельные, имеющие значение, показатели расчётов эффективности, например, чистую текущую стоимость проекта, внутреннюю норму рентабельности и индекс прибыльности инвестиций.

Как найти чистую прибыльПолезно узнать, как найти чистую прибыль. Правила расчёта, формулы и сравнение с другими показателями.

В копилку предпринимателю: как и для каких целей осуществляется анализ расходов предприятия.

Меморандум о конфиденциальности

Бизнес-план – это продукт творческой деятельности человека, а чаще – целой команды специалистов. Условно его можно отнести к объектам права интеллектуальной собственности. В таком документе может содержаться информация, представляющая коммерческую тайну организации.

С целью соблюдения интересов предпринимателя в структуру БП включается меморандум о конфиденциальности – документ, предупреждающий лиц, которые допускаются к ознакомлению, о предотвращении разглашения содержащихся в нём данных.

Резюме

Несмотря на то, что этот раздел находится в начале БП, пишется он обычно последним и отвечает на следующие вопросы:

  • какой товар/услугу компания намеревается реализовать;
  • кто и почему будет покупать этот товар/услугу;
  • каков планируемый объём продаж, размер дохода;
  • каков размер капитальных вложений;
  • какая организационно-правовая форма будет использоваться (ООО, АО, ИП и т. д.);
  • сколько рабочих мест будет создано на предприятии;
  • каков размер собственных средств предпринимателя, и какие дополнительные источники финансирования он планирует использовать;
  • какова прибыльность и рентабельность проекта за определённый период (за первый год);
  • в течение какого времени планируется достичь окупаемости.

По объёму резюме не должно превышать двух страниц. Прочитав эту главу, инвестор должен понять, что он получит при условии успешной реализации проекта, и каков риск невозврата денег.

Описание продукта

В этом разделе необходимо описать предмет БП, раскрыть главную идею, которая будет положена в основу деятельности предприятия. Здесь важно очертить потребительский сегмент, проанализировать рынок на наличие аналогичных продуктов в этом сегменте, обозначить основные конструктивные факторы рыночного успеха.

Описание продукта

Раздел должен содержать детализированное описание основных и второстепенных товаров/услуг (желательно, с фотографиями, иллюстрациями).

В зависимости от предполагаемого спроса на продукцию, его эластичности, издержек предприятия, а также цен конкурентов, необходимо выбрать ту или иную модель ценообразования и обосновать её актуальность.

Описание отрасли

Эта часть пишется на основе предварительно проведённого маркетингового исследования, которое является обязательным условием составления качественного бизнес-плана. Цель раздела – доказать целесообразность создания продукта или услуги.

Можно использовать информацию об основных тенденциях в процессах продаж аналогичных товаров/услуг в отрасли за последние несколько лет, о состоянии и динамике развития отрасли, региональной структуре производства, существующих перспективах.

Один из самых эффективных методов стратегического планирования, который можно использовать при составлении этого раздела и всего бизнес-плана – свот-анализ предприятия. Он подразумевает оценку факторов внутренней и внешней среды хозяйствующего субъекта с одновременным выявлением сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Для примера можно рассмотреть свот-анализ магазина.

Свот-анализ не только даёт объективную картину текущей ситуации, но и подводит к принятию конкретных управленческих решений, помогает разработать стратегию поведения компании.

Маркетинговый план

В этом разделе описывается концепция, в соответствии с которой будет строиться вся программа работы предприятия по продвижению своей продукции. С учётом свойств объекта торговли, его цены, затрат и заложенного уровня рентабельности подбираются каналы сбыта, способы внедрения и продвижения на рынке, включая рекламу.

К этой части БП инвесторы, как правило, особо внимательны. Она должна содержать чётко сформулированную рекламную стратегию, в ней необходимо прописать конкретные инструменты продвижения (упаковка, сервисное обслуживание, реклама в интернете, индивидуальная работа с клиентами, программы стимулирования сбыта).

При этом важно правильно позиционировать свой продукт – определять ему место относительно продуктов конкурентов.

В этом разделе должен также содержаться примерный план продаж, расписанный по временным периодам, например по кварталам.

План производства

Этот раздел будет уместным для тех проектов, которые ориентированы на создание какой-либо продукции. Если деятельность фирмы связана исключительно с продажами и/или оказанием услуг, его включать в БП не нужно.

Производственный план должен содержать подробное описание технологии изготовления продукта. Сюда также следует включить перечень основного и вспомогательного оборудования, его технические характеристики, стоимость, способ доставки и установки.

Здесь описывается используемое сырьё и материалы, способы их доставки к месту производства. Можно охарактеризовать поставщиков сырья, описать логистические схемы.

Организационный план

В этой главе стоит поместить информацию о наименовании, юридическом адресе, правовой форме, уставном капитале, учредителях, организационной структуре субъекта предпринимательской деятельности.

Будет уместным отобразить все действия по организации бизнеса (например, регистрация в налоговом органе, получение лицензии, оформление патента) с указанием сроков их осуществления.

Финансовый план

Наиболее сложная часть БП, целью которой является выражение общей экономической оценки проекта. В рамках финансового плана необходимо провести ряд вычислений и расчётов, затем подвести итоги по ним.

Что обязательно должно быть в этом разделе:

  • планирование продаж;
  • расчёт постоянных, переменных и инвестиционных затрат;
  • источники формирования капитала;
  • отчёт по прибылям и убыткам;
  • отчёт по движению денежных потоков;
  • расчёт точки безубыточности;
  • исчисление чистого дисконтированного дохода и срока окупаемости.

Человеку, не имеющему опыта в экономическом планировании, корректно составить все эти расчёты будет весьма сложно. Чтобы не допустить ошибок в этом разделе, можно использовать комплексные автоматические программы для составления бизнес-плана, например, «Marketexpert», «Plan Business Intelligent», «Business Plan PL», «Project Expert». Все эти решения можно найти в интернете на официальных сайтах разработчиков.

Стоимость одной такой программы составляет в среднем около 1500 рублей. Она представляет собой готовый шаблон в формате Excel, содержащий таблицы с формулами и графики. С её помощью можно задать исходную информацию, рассчитать себестоимость продукта, сравнить её с ценой, чтобы определить оптимальную маржинальность и т. д.

Ожидаемые результаты

Традиционно в этой части рассматривается несколько сценариев развития событий: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Эти варианты составляются исходя из предполагаемого количества клиентов и суммы среднего чека.

Составление бизнес-плана для малого бизнеса образец

В этом же либо в отдельном разделе можно привести анализ рисков, который станет результатом подробного исследования проекта и всех угроз, способных привести к снижению доходов.

Важно сформировать подробную и эффективную программу по предотвращению критических ситуаций, разработать модели поведения при возникновении неблагоприятных ситуаций, не зависящих от самой компании.

Бизнес-проект примеры готовые для студентовПолезно прочитать, что такое бизнес-модель Канвас. Суть концепции и правила её использования.

Как создать эффективный бизнес-проект: примеры готовые для студентов.

На заметку начинающим предпринимателям: как приумножить деньги быстро и с минимальным риском.

Приложения

Эта часть объединяет в себе данные маркетинговых исследований (графики, диаграммы, результаты опросов и т. д.), копии договоров с поставщиками, отзывы потребителей, таблицы с расчётами и прочие материалы.

Заключение

Сегодня на просторах интернета можно найти множество образцов составления бизнес-плана для малого бизнеса. Но все они не являются эталонами, а служат только примерами. Инвесторы ценят творческий подход, кропотливый труд авторов и уникальность проектов. Поэтому вместо того, чтобы использовать чужой шаблон, лучше потратить больше времени и сделать работу самостоятельно, вникая во все детали и нюансы.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
© Мир бизнеса 2015 - 2018. При копировании информации с портала обязательна активная ссылка на mir-biz.ru. Условия использования