SWOT анализ предприятия – цели и задачи, примеры для бизнеса

В чем секрет предпринимательского успеха? Почему судьба предприятий, действующих в одних и тех же условиях, складывается по-разному: одни стремительно растут и получают сверхприбыли, другие теряют позиции и становятся убыточными? С каждым годом все большее количество исследований в области бизнеса подтверждает, что успех предприятия зависит главным образом от качества управления.

Залогом эффективного менеджмента является грамотное осуществление четырех основных его функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Предлагаем рассмотреть один из наиболее действенных приемов стратегического планирования – swot анализ предприятия, пример которого будет дан в этой статье и поможет вам вникнуть в суть этого метода и почерпнуть для себя массу полезной информации.

swot анализ предприятия пример

Содержание:

Для чего нужен свот анализ – характеристика метода

Чтобы получить полное представление о том, для чего нужен свот анализ, нужно рассмотреть такие вопросы, как понятие метода, сферу его применения и преимущества, которые он дает.

Свот анализ представляет собой сборную ситуационную оценку настоящего положения предприятия в условиях среды, в которой оно действует. Этот метод включает определение внутренних и внешних факторов, влияющих на объект исследования.

Суть анализа кроется в его названии. Термин «swot» был введен во второй половине XX века гарвардским профессором К. Эндрюсом. Если расшифровать аббревиатуру SWOT и перевести с английского языка, то получится следующее:

  • S – strengths – сильные стороны;
  • W – Weaknesses – слабые стороны;
  • O – Opportunities – возможности;
  • T – Threats – угрозы.

Этот метод направлен на объективную оценку сильных и слабых качеств конкретного объекта, как показателей внутренней среды, а также возможностей и угроз, создаваемых внешней обстановкой.

SWOT анализ интересен тем, что сфера его применения практически не ограничена. Оценивать можно состояние любого хозяйствующего субъекта, будь то крупное производственное предприятие или небольшой продуктовый магазин. Кроме того, анализу поддаются целые отрасли экономики, города, образовательные учреждения, а в некоторых случаях и отдельные персоны (например, политики, крупные бизнесмены и т. д.).

В сфере малого и среднего бизнеса обычно анализируют собственные компании в целом или конкретные их составляющие (например, розничную сеть, логистический отдел и т. д.), а также предприятия основных конкурентов. Последний случай актуален как для действующих бизнесменов, так и для тех, кто только размышляет, как открыть свое дело с нуля.

Для чего проводится данное исследование? С целью получить подробное структурированное описание состояния, в котором находится бизнес сегодня и определить с учетом имеющихся данных наиболее эффективное направление развития.

Важно! Необходимость в осуществлении swot анализа, как правило, возникает тогда, когда предприятие нуждается в определенных переменах, расстановке бизнес приоритетов, получении рекомендаций относительно разработки стратегии.

Преимущества данного метода состоят в следующем:

  • универсальность применения;
  • гибкость использования;
  • он не требует наличия узкопрофильных знаний и специальных умений.

С его помощью можно провести как оперативную оценку ситуации для принятия верного управленческого решения по конкретному вопросу, так и полномасштабный разбор для долгосрочного стратегического планирования деятельности предприятия в целом.

Как составить свот анализ предприятия

Свот анализ в бизнесе проводится в несколько этапов. Очень важно обеспечить постоянное присутствие аналитической информации на предприятии. Наличие отчетов о движении товара, информации о работе конкурентов, данных статистических наблюдений за состоянием рынка позволит провести объективное исследование в короткий срок.

Для чего нужен свот анализ

Ориентировочный план проведения свот анализа предприятия, пример которого вы сможете использовать для собственного бизнеса:

  • сбор данных (изучение мнения покупателей, выявление основных конкурентов, бизнес-разведка, оценка свойств, цены и широты ассортимента собственной продукции);
  • систематизация собранной информации;
  • сопоставление внутренних и внешних переменных – для этого можно использовать матрицы, графики или сводные таблицы;
  • составление выводов, разработка программы мероприятий, направленных на использование выгодного сочетания сил предприятия с возможностями внешней среды, а также на предотвращение неблагоприятных ситуаций, потенциально возможных при сочетании слабых сторон с угрозами.

Особое внимание следует сосредоточить на последнем пункте. Конечной целью свот анализа считается правильная координация усилий фирмы для того чтобы нейтрализовать риски, устранить существующие проблемы малого бизнеса, и максимально эффективно использовать возможности.

О том, как правильно проводить свот анализ собственного бизнеса говорится в следующем видео:

Разберем swot анализ для бизнеса на конкретных примерах.

Пример 1. Свот анализ магазина автозапчастей

Продажа запасных деталей и аксессуаров для автомобилей сегодня способна приносить хорошую прибыль. Грамотно составленный бизнес-план магазина автозапчастей поможет выйти на самоокупаемость за достаточно короткий срок.

Представим ситуацию, когда владелец такой торговой точки планирует расширять деятельность путем создания интернет-магазина. Прежде чем принять окончательное решение, рекомендуется провести оперативный свот анализ магазина.

 

Возможности:

неподалеку от месторасположения магазина открывается автосервис;

в одном из коммерческих банков, действующих в регионе, появились выгодные условия кредитования;

наблюдается активное развитие интернет-индустрии, потребители все чаще приобретают товары в сети

Угрозы:

нестабильность экономической ситуации в стране, в связи с чем наблюдается падение курса рубля, приводящее к повышению цен у поставщиков

Сильные стороны:

в магазине реализуется только качественная сертифицированная продукция;

известность торговой точки и доверие со стороны покупателей;

квалифицированный персонал;

действующие долгосрочные договоры поставки автозапчастей от крупных и надежных официальных дилеров

При создании интернет-магазина расширится целевая аудитория, быстро наладить бизнес-процесс можно будет благодаря имеющимся связям с поставщиками. Открытие автосервиса позволит привлечь к проекту дополнительных клиентов благодаря известности и хорошей репутации действующего магазина.

Благодаря тому, что в магазине реализуется только качественная продукция, а профессиональные консультанты могут предоставить подробную информацию о товаре и помочь с выбором, повышение цен пройдет с наименьшими потерями.

Слабые стороны:

нехватка финансовых ресурсов для открытия дополнительного склада и приобретения крупной партии товаров;

недостаток трудовых ресурсов для обеспечения качественной работы интернет-магазина

Восполнить недостаток денежных средств, необходимых для реализации проекта, можно будет благодаря банковскому кредиту. Для разработки сайта и дальнейшего продвижения можно использовать удаленных сотрудников, работающих через интернет.

Стесненность в средствах может стать причиной просрочки текущих выплат при внеплановом повышении цен.

Выводы: исходя из данного аналитического исследования, главная возможность для магазина автозапчастей – это увеличение клиентской базы за счет открытия автосервиса и повышения потребительского интереса к покупкам в сети. Однако у предприятия недостаточно средств для того чтобы арендовать дополнительное складское помещение и закупить большую партию товара для торговли в сети. Целесообразно в такой ситуации рассмотреть возможность получения банковской ссуды.

Основная опасность для автомагазина – это риск повышения закупочных цен и, как следствие, потеря части клиентов. Нейтрализовать эту угрозу поможет качество товара и обслуживания, а также грамотная организация торговли в сети, позволяющая получать дополнительный доход.

Пример 2. Свот анализ ресторана европейской кухни

Чтобы выявлять текущие показатели, характеризующие деятельность ресторана и намечать перспективы для будущего развития, рекомендуется осуществлять сводный ситуационный анализ. Итак, пример swot анализа ресторана.

 

Возможности:

в двух кварталах от заведения открылась частная гостиница, появилась перспектива расширения клиентской аудитории;

проводимая государством политика импортозамещения дает свои плоды и на рынке появляются новые производители пищевой продукции

Угрозы:

нестабильный курс национальной валюты;

открытие гостиницы может привлечь внимание других рестораторов и создать дополнительную конкуренцию

Сильные стороны:

ресторан имеет собственную рецептуру приготовления блюд, в ассортименте присутствуют блюда от шеф-повара, которые больше нигде не встречаются;

качественный сервис, приветливый персонал;

кухня оснащена профессиональным оборудованием, отдельные процессы полностью автоматизированы, что позволяет выполнять заказы быстро даже при высокой загруженности

Европейская кухня пользуется большой популярностью, и, организовав правильную рекламную кампанию, можно привлечь в ресторан массу новых посетителей, которые по достоинству оценят вкусовые характеристики предлагаемых блюд и быстроту обслуживания.

Сильные стороны ресторана можно превратить в конкурентные преимущества, что поможет предотвратить воздействие угроз.

Слабые стороны:

отсутствие свободных денег для развития компании;

блюда, которые подаются в ресторане, стоят достаточно дорого, что обосновано высокими закупочными ценами продуктов, поэтому поток посетителей нестабилен

Появление новых сельхозтоваропроизводителей сулит снижение цен на продукты, необходимые для приготовления блюд.

Недостаток финансов в условиях увеличивающейся конкуренции и общего роста цен может привести к убыточности бизнеса.

Выводы: как показывает проведенный свот анализ, основная возможность компании состоит в привлечении новых клиентов благодаря выгодному соседству с открывшейся гостиницей. Чтобы реализовать эту возможность, предприятию следует разработать маркетинговый план, сделать акцент на конкурентных преимуществах заведения: широкий ассортимент, включая блюда от шеф-повара, скорость выполнения заказа, приветливое обслуживание и т. д.

Угрозы для ресторана состоят в том, что отсутствие достаточного количества денег может помешать осуществлению рекламной кампании, а высокие закупочные цены могут привести к тому, что клиенты уйдут к конкурентам. В данной ситуации необходимо привлечь дополнительные финансовые ресурсы путем получения кредита или поиска инвестора. Также нужно заняться поиском новых поставщиков, готовых предложить более низкие цены, чтобы сократить себестоимость блюд, присутствующих в меню.

Полезные советы

Как видно из примеров, своевременный и детальный swot анализ в некоторых случаях помогает принять стратегически важное для предприятия решение, а в отдельных ситуациях и избежать убытков.

Проводить оперативную оценку рекомендуется по мере необходимости, а делать сводный анализ желательно 2-3 раза в год. Особенно актуально это в условиях кризиса, когда факторы внешней среды не устойчивы, и общая экономическая ситуация часто меняется.

Кроме анализа деятельности собственного предприятия старайтесь периодически оценивать работу конкурентов. Это поможет оперативно отреагировать на возникающие в их бизнесе обстоятельства, в нужный момент воспользоваться ситуацией. Рекомендуем также прочесть, каким должен быть правильный бизнес-план предприятия.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
© Мир бизнеса 2015 - 2017. При копировании информации с портала обязательна активная ссылка на mir-biz.ru. Условия использования