Определение и учет основных средств

Основные средства (ОС) – бухгалтерская категория, в рамках которой предприятие накапливает и использует в своем учете сведения об объектах материального мира, принимающих непосредственное участие в процессе производства товаров/услуг этим субъектом хозяйствования. У ОС есть ряд определяющих признаков, отличающих их от остальных производственных активов, а также ряд учетных особенностей, благодаря которым предприятие может самостоятельно регулировать себестоимость продаж своего продукта, свою производительность и прибыльность.

Основные средства

Содержание:

Понятие и систематика

В российском правовом поле нет сформулированного понятия основных средств предприятия, но зато есть признаки, по которым учетчик имеет возможность определить, относится ли имеющийся актив к ОС или нет. Эти признаки зафиксированы в п. 4 ПБУ №6\01. Итак, к категории ОС относятся активы, которые:

  • используются субъектом хозяйствования в производстве продукта (в том числе и для нужд управления предприятием) и подлежат передаче в аренду;
  • приобретаются не с целью дальнейшей продажи (если предприятие купило коммерческую недвижимость, в течение полутора лет искало покупателя и через два года продало, то такой объект не может числиться как ОС);
  • стоимость их приобретения – более 40 тыс. рублей;
  • срок их полезного использования – более года и более одного производственного цикла (два этих условия должны выполняться одновременно).

Если объект отвечает всем перечисленным требованиям, то он может быть отражен в учете, как ОС.

Что относится к основным средствам

Фактически все ОС являются активными основными средствами. Степень их использования может сказаться только на периоде физического и морального износа.

Чаще всего к ОС относят:

  • здания, сооружения и земельные участки;
  • станки и производственное оборудование;
  • вычислительную и измерительную технику;
  • автотранспорт, скот, многолетние насаждения;
  • работы по реконструкции и модернизации уже имеющихся ОС.

Каждое ОС учитывается отдельно под своим инвентарным номером и на своей инвентарной карточке. Этот номер присваивается при введении в эксплуатацию и указывается в соответствующем акте. ОС как инвентарный объект – всегда целостный актив. Это значит, что если у предприятия есть производственное здание, то как инвентарный объект числится именно здание, а не его комнаты или другие составляющие. Полезно прочитать, как осуществляется проведение инвентаризации основных и оборотных средств.

Исключения составляют те объекты, которые состоят из частей с разным сроком полезного использования. Например, принтер и невозобновляемые картриджи к нему. Сам принтер должен числиться как ОС, а картриджи – как расходные материалы.

Полезно прочитать, как определить чистую прибыль предприятия. Формулы и факторный анализ показателей.

Подробно о том, как производится расчет амортизации.

курс ленивого инвестора Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Основные этапы учета

Весь учет ОС ведется по инвентарным карточкам. В них вносится информация о поступлении, убытии, переоценке и использовании основных средств.

Основные источники появления ОС на предприятии:

  • платное приобретение (покупка, бартер и т. д.);
  • собственное строительство или создание;
  • приватизация или иное бесплатное приобретение в собственность.

Предприятие включает в ОС только те активы, которые являются его собственностью (полной или долевой). Если предприятие владеет на праве собственности только частью актива, то в инвентарной карточке указывается эта часть. Например, 0,5 участка земли общей площадью 0,23 га. Сведения о частях берутся из правоустанавливающих документов.

Источниками формирования основных средств могут быть любые собственные или заемные средства. В учете предприятия должно прослеживаться, откуда взялись средства на формирование того или иного ОС. Если актив возник «из ниоткуда», то фискальные органы предъявят администрации предприятия массу претензий. Полезно прочитать, как часто и на каком основании проводится налоговая проверка ИП.

В инвентарной карточке, соответственно, и в учете обязательно указывается первоначальная стоимость ОС. Это сумма, которую хозяйствующий субъект потратил с целью приобретения, создания и монтажа актива. Если ОС перешло в собственность компании безвозмездно, то в инвентарной карточке указывается текущая рыночная стоимость аналогичного объекта. 

В конце календарного года предприятие имеет право осуществлять переоценку основных средств (дооценку или уценку), максимально приближая ее к рыночной стоимости.

В случае реконструкций и улучшений фондов, имеющихся в учете, эти работы также зачисляются на их удорожание. Полезно узнать, для чего необходим анализ расходов предприятия и как он проводится.

Убытие ОС из учета производится в случаях продажи, гибели, ликвидации, списания или передачи безвозмездно в собственность третьих лиц. Для списания ОС создается специальная комиссия, по результатам работы которой руководство издает приказ о списании.

Порядок амортизации

Амортизация – операция, которая позволяет поэтапно учесть в себестоимости продукта стоимость всех производственных активов, участвовавших в его создании. Амортизации подлежат только основные средства. Сумма амортизационных отчислений может отражаться предприятием в составе его расходов в целях налогового учета и формирования налога на прибыль.

Налоговая амортизация основных средств может начисляться одним из двух способов.

Суть первого способа (нелинейного) в том, что каждый отчетный период (ежемесячно) предприятие имеет право амортизировать на процент, установленный для той группы, к которой этот объект относится.

Линейный способ предусматривает определение коэффициента (К = 1/срок полезного использования×100%) для каждого ОС или для группы однородных основных средств и помесячное уменьшение стоимости объекта на этот коэффициент.

Выбор метода начисления амортизации во многом зависит от того вида продукта, который производит предприятие. Наиболее часто используемый в РФ метод – линейная амортизация.

Не нужно путать такие понятия, как износ и амортизация. Износ – уменьшение стоимости объекта из-за его физического и/или морального износа, а амортизация – перенос первоначальной стоимости ОС на себестоимость произведенного продукта.

Сумма списаний на износ зависит от вида износа основных средств (физического или морального) и рассчитывается по специальным формулам.

В видео – информация об учете износа: 

  

Уровни контроля

Есть два уровня контроля основных средств – внутренний и внешний.

Задача внутреннего контроля – определять наличие, состояние и стоимость имеющихся ОС, их экономическую отдачу, необходимость модернизации и контролировать правильность использования и т. д.

Внешний контроль – фискальные проверки. Поскольку учетная группа ОС значительно влияет на все экономические категории хозяйствования предпринимательского субъекта (себестоимость, доходы, расходы, прибыль и т. д.) и участвует в формировании налогооблагаемой прибыли, то ФНС всегда очень внимательно изучает следующие моменты учета основных средств:

  • даты поступления и введения в эксплуатацию;
  • первоначальную стоимость;
  • включение в определенную группу для определения коэффициента амортизации;
  • основания для переоценки;
  • списание на износ.

В том случае если контролирующие органы устанавливают, что субъект предпринимательства завысил свои расходы, неправильно определил себестоимость или амортизировал те активы, которые не амортизируются, то к такому налогоплательщику могут быть применены штрафные санкции.

Полезно прочитать, какие методы оптимизации налогообложения можно использовать по закону.

На заметку предпринимателям: штрафы за неуплату налогов и меры ответственности, применяемые к нарушителям.

Все о том, что проверяет Роспотребнадзор. Объем полномочий органа исполнительной власти в отношении субъектов малого бизнеса.

Заключение

Учет основных средств – не самая сложная задача для бухгалтера, но одна из самых ответственных. Сегодня программное обеспечение позволяет автоматически формировать инвентарные карточки и включает в эти карточки всю необходимую информацию. Но для формирования правильного учета предприятие должно много внимания уделять первичным документам (накладным, актам и т. д.), на основании которых ОС принимается в учет, модернизируется и выбывает из учета.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
© Мир бизнеса 2015 - 2018. При копировании информации с портала обязательна активная ссылка на mir-biz.ru. Условия использования