Определение отложенных налоговых активов (ОНА)

В бухгалтерском балансе в разделе «Актив» есть строка «Отложенные налоговые активы». С учётом этого показателя формируется внеоборотный актив предприятия. И если значение других строк, таких как «Финансовые вложения» или «Нематериальные активы», можно понять с первого раза, прочитав только их определение, то с отложенными активами все гораздо сложнее. Дать простыми словами определение, что это такое — отложенные налоговые активы (ОНА), можно только детально отследив природу их возникновения и порядок учёта.

Учёт отложенных налоговых активов

Содержание:

Что такое отложенные налоговый актив, и природа его возникновения

Правила ведения бухгалтерского учёта отличаются от налогового/фискального учёта. Это две разные системы, у каждой из которых есть собственные задачи и цели.

Бухгалтерский учёт позволяет фиксировать и получать сводные данные о состоянии имущества предприятия на отчётную дату, фискальный — формирует базу для налогообложения прибыли хозяйствующего субъекта. Поэтому неудивительно, что эти две системы по-разному учитывают доход предприятия, балансовую стоимость всех видов его имущества (см. основные средства) и других оборотных и внеоборотных активов, а также его обязательства.

В результате возникают постоянные и временные разницы (ВР) между цифрами в бухгалтерском и фискальном учётах. ВР и есть расчётная цифра для исчисления отложенного налогового актива или обязательства.

Чаще всего такие разницы возникают в следующих случаях:

  • при определении дохода (из-за разницы даты признания доход в бух. учёте и в налоговом учёте может отражаться в разных периодах);
  • при разных способах определения амортизации по балансу и при формировании валового расхода;
  • при создании резервов (разная методика расчёта резерва отпусков и резерва сомнительных задолженностей).

Кроме того, ОНА могут возникнуть, если предприятие переплатило налог на прибыль или не использовало в отчетном периоде убыток с целью уменьшения налога на прибыль (см. общая система налогообложения для ООО).

Если разница приводит к уменьшению фискальной базы за отчётный период, значит это вычитаемая налоговая разница.

ПБУ предъявляет несколько требований к учёту временных разниц. Бух. учёт временных разниц должен вестись отдельно от постоянных, дифференцированно по видам активов и только на основании первичных документов. Полезно узнать, что относится к первичным документам.

Отложенные налоговые обязательства

Пример возникновения ОНА на расхождении данных налогового и бухгалтерского учёта при определении амортизации.

Бухгалтерская амортизация основных средств ТОВ «А» за 2017 год составила 400 тыс. руб., а налоговая – 150 тыс. руб. ТОВ «А» имеет право уменьшить налогооблагаемую прибыль за 2017 год только на 150 тыс. руб.

Но ведь и сумма разницы амортизации в 250 тыс. рублей остается в учёте, и эта цифра в дальнейшем участвует в формировании балансовой стоимости основных средств хозяйствующего субъекта.

В данном случае предприятие может признать наличие ОНА в сумме 50 тысяч рублей (250 тыс. руб. х 20%) и в следующем отчётном периоде, при очередном формировании расходов на амортизацию (см. расчёт амортизации), уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на эту сумму.

Важно! При расчёте ОНА применяется та ставка налога на прибыль, которая установлена НК РФ для данных операций на дату совершения такой операции. Но перед тем как рассчитывать отложенные налоговые обязательства (ОНО), необходимо правильно рассчитать вычитаемую временную разницу.

Отложенные налоговые обязательства тоже влияют на формирование налога на прибыль с учётом временных разниц, но при возникновении ОНО бухгалтерская прибыль больше, чем фискальная, и эта разница попадает под налогообложение.

Бенифициаром в отношении денежных средствПолезно прочитать, кто может быть бенефициаром в отношении денежных средств. Особенности заключения договора между номинальным директором и бенифициарным владельцем.

Подробно о том, как производится расчёт переменных и постоянных затрат.

курс ленивого инвестора Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Как показать ОНА

Учёт отложенных налоговых активов ведётся только по бухгалтерии, в налоговые декларации эти сведения не вносятся.

Кроме того, учитывать ОНА могут только плательщики налога на прибыль, которым важна правильность и объективность формирования расходной и доходной части их бизнеса. Упрощенцы, которые платят налог с оборота либо в фиксированной сумме, при заполнении своей финансовой отчётности могут ставить прочерки в графе для ОНА.

Если сумма ОНА на отчётную дату фиксируется в балансе предприятия, то изменение состояния ОНА и ОНО отражается в Отчёте о финансовых результатах. Оба эти документа составляются в рамках годовой финансовой отчётности.

Учёт отложенных налоговых активов

В бухгалтерском балансе ОНА учитываются на счёте 09, и по дебету корреспондируется с 68 счётом «Расчёты по налогам и сборам», а по кредиту ещё и с 99 счётом «Прибыли и убытки».

По дебету отложенные налоговые активы увеличивают величину внеоборотных активов хозяйствующего субъекта за отчётный период, а по кредиту – уменьшают. После полного выбытия отложенного актива, он списывается на дебет счёта «Прибыли и убытки».

Использование ОНА

В соответствии с ПБУ 18/02, хозяйствующие субъекты имеют право использовать ОНА только в том случае, если они планируют в будущих периодах получение прибыли. Наращивать убытки за счёт ОНА невозможно.

В том случае, если предприятие не ожидает в будущих периодах прибыли, оно должно будет пересмотреть свои ОНА и уменьшить их на расчётную сумму (размер убытка × 20%).

Обязанность пересчёта отложенных налоговых активов также может возникнуть, если законом будет изменена ставка на прибыль. В этом случае ОНА пересчитывается по состоянию на последний день действия старой ставки, и результат отражается в прибыли или в убытках.

Какие документы нужны для налогового вычетаПолезно узнать, какие документы нужны для налогового вычета, и где можно его получить.

На заметку: как оформляется приказ о проведении инвентаризации денежных средств.

Подробно о том, как рассчитать 13 зарплату. Кому положена эта выплата, и на основании чего она начисляется.

Заключение

Понятия ОНА и ОНА – относительно новые для российского бухгалтерского учёта и взяты из стандартов международной финансовой отчётности. Цель введения временных разниц – максимальное сближение налогового и бухгалтерского учёта для упрощения процедур фискального контроля за правильностью формирования налога на прибыль.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
© Мир бизнеса 2015 - 2018. При копировании информации с портала обязательна активная ссылка на mir-biz.ru. Условия использования